Вид

A
A
A
Масштаб
Размер шрифта
Специальные возможности
| Вход в личный кабинет | Рус | O'zb | Ўзб | Eng

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Молодым избирателям

Молодым избирателям

Уважаемый избиратель!

Пора совершеннолетия для каждого молодого человека – это время формирования жизненных принципов, время неуемной энергии и жажды свершений, но вместе с тем это новый этап жизненного пути, когда необходимо учиться работать, жить, отстаивать свои взгляды уже без «страховки» взрослых, неся ответственность за свои действия!

Сложно?!

Безусловно! Но только так и может состояться становление настоящего человека, который не перекладывает свои проблемы на чужие плечи, а предпочитает решать их сам!

Кроме того, совершеннолетие - это тот возраст, когда молодой человек получает право участвовать в управлении делами общества и государства, так как, согласно Конституции Республики Узбекистан, 18 летний гражданин приобретает право избирать в представительные органы власти, то есть приобретает активное избирательное право. Чуть позже, по достижении 21 года, к этому праву добавится право быть избранным, то есть гражданин Республики Узбекистан, достигший 21 года приобретает пассивное избирательное право.

Ниже приводятся извлечения из Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан». Ознакомьтесь с ними, подумайте, ведь от того, за какого кандидата в Президенты Республики Узбекистан Вы отдадите свой голос зависит развитие нашего общества и государства.

Итак, Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Статьей 2 Закона Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» говорит о праве избирать и это право имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню выборов восемнадцати лет.

Таким образом, с 18 лет для Вас полную силу обретает статья 32 Конституции Республики Узбекистан, которая говорит о том, что граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов.

Как воспользоваться этим конституционным правом?

Для этого необходимо:

- знать о тех кандидатах в Президенты Республики Узбекистан, за которых Вы собираетесь голосовать, об их предвыборных программах;

- знать саму процедуру голосования и

- серьезно, уже по взрослому, думать о том, каким должен быть путь Узбекистана, в каком государстве Вы хотите жить и кто своими действиями и усилиями воли способен лучше и как можно гуманнее сделать это.

Бесспорно, к Вам с годами придет опыт принятия подобных решений, но, чтобы справиться с этой задачей в первый раз, нужно немного подготовиться. Ведь это должен быть Ваш собственный выбор, за который Вы несете гражданскую ответственность и за последствия которого не на кого будет обижаться.

Выборы - центральный институт демократических форм правления. Право граждан на участие в формировании властных структур является общепризнанным элементом современного общества.

Участие в выборах - это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия.

В свою очередь ответственность за принимаемые политические решения формирует политическую и правовую культуру избираемых и избирателей.

А теперь поговорим о том, как граждане страны влияют на власть посредством выборов. В статье 9 Конституции Республики Узбекистан сказано, что «наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум)». Конституционное право избирать и быть избранным подкреплено положениями Закона Республики Узбекистан «О гарантиях избирательных прав граждан».

Далее речь пойдет о характеристике демократических выборов, которые, согласно Конституции Республики Узбекистан, проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права гарантирует гражданам Республики Узбекистан по достижении установленного законодательством возраста право избирать и быть избранным.

Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

Фамилия каждого избирателя, обладающего активным избирательным правом, заносится в список избирателей по избирательному участку.

Имеется возможность проголосовать досрочно, если Вы в день выборов не можете проголосовать на своем избирательном участке.

Принцип равного избирательного права означает, что какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Республики Узбекистан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.

Принцип прямого избирательного права означает, что Президент Республики Узбекистан избирается гражданами непосредственно.

Принцип тайного голосования гарантирует, что голосование является свободным и тайным. Контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.

На каждом избирательном участке устанавливаются кабины для тайного голосования.

Никто не имеет право влиять на Ваш выбор.

Вы не имеете права никому отдавать для голосования свой избирательный бюллетень и избирательный лист.

Обратимся к иным характеристикам демократических выборов.

Периодические выборы.

Президент Республики Узбекистан занимает должность в течение 5 лет, после чего избирательные комиссии всех уровней (от центральной до участковой) организуют новую избирательную кампанию.

Вспомните, как часто проводятся выборы. Почему так делается?

Исход предвыборной борьбы за власть определяется результатами голосования. Вот почему высокие требования предъявляются к процедуре голосования. Например:

- кабины для голосования должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить тайну волеизъявления;

- бюллетени выдаются по предъявлению паспорта, чтобы каждый мог проголосовать один раз, и только за себя;

- избирательный ящик для голосования пломбирутся;

- результаты голосования фиксируются в протоколе избирательной комиссии;

- за работой избирательной комиссии следят наблюдатели.

Период предвыборной агитации

Важно отметить, что законодательством закреплено, что предвыборная агитация проводится в виде распространения информации о программе и (или) предвыборной платформе кандидата в Президенты Республики Узбекистан с призывом голосовать за кандидата, а также распространения информации о кандидате в Президенты Республики Узбекистан с призывом голосовать за него.

Предвыборная агитация может проводиться в форме публичных дебатов, дискуссий, пресс-конференций, интервью, выступлений, собраний избирателей, размещения роликов о кандидате в Президенты Республики Узбекистан.

Что касается методов предвыборной агитации, то она может вестись через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть Интернет), посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы), а также посредством проведения встреч с избирателями.

Кандидаты могут использовать и другие виды, формы и методы проведения предвыборной агитации, не запрещенные законодательством.

При этом правовые акты, регулирующие формы и методы предвыборной агитации, закрепляют, что информация, распространяемая в средствах массовой информации, должна соответствовать действительности, не нарушать прав и законных интересов кандидатов, политических партий. Запрещается распространение недостоверных сведений, а также сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов.

Кандидатам в Президенты Республики Узбекистан предоставляются равные условия для беспрепятственного выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных материалов, фонограмм, электронных версий печатной продукции и других агитационных материалов.

В период предвыборной агитации кандидат стремится обратить на себя внимание, выступая по радио, телевидению, в печати с изложением своей предвыборной платформы, содержащей взгляды самого кандидата на современное положение дел в обществе, на пути изменения обстановки в лучшую сторону, делая акценты на реальные направления деятельности. Однако объем предоставляемого кандидату эфирного времени и площади в печатных изданиях строго регламентирован, чтобы обеспечить равенство кандидатов.

За процедурой голосования на избирательных участках следят наблюдатели. Они наблюдают за тем, как избирательная комиссия после окончания голосования проводит подсчет голосов избирателей на избирательном участке и погашает неиспользованные избирательные бюллетени и избирательные листы. По окончании подсчета голосов оформляется протокол, в котором указываются все цифры итогов голосования.

Закон допускает и присутствие международных (иностранных) наблюдателей, представляющих иностранные государства и международные организации, получившие право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Республике Узбекистан.

Избирательные комиссии

В процессе подготовки и проведения выборов главную роль играют избирательные комиссии всех уровней.

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан образуется для организации и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан, а также референдума Республики Узбекистан Олий Мажлисом Республики Узбекистан. Центральная избирательная комиссия призвана всей своей деятельностью способствовать осуществлению демократических принципов избирательной системы, обеспечивать возможность свободного волеизъявления избирателей.

Статус Центральной избирательной комиссии определяется Конституцией Республики Узбекистан. В соответствии с Основным законом Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан осуществляет свою деятельность на постоянной основе и в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами о выборах и референдуме Республики Узбекистан, а также другими законодательными актами.

Основными принципами её деятельности являются независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость.

Члены Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан избираются Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов.

Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан избирается из числа ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии.

Заместитель председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии избираются из числа ее членов на заседании комиссии.

В пределах своей компетенции комиссия независима от органов государственной власти и должностных лиц, что способствует объективности принятия ею решений по выборным вопросам.

Центральная избирательная комиссия:

1) осуществляет на всей территории Республики Узбекистан контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение, в пределах своих полномочий издает инструкции и дает разъяснения по вопросам организации выборов;

2) направляет деятельность избирательных комиссий; отменяет решения окружных избирательных комиссий по выборам Президента Республики Узбекистан в случаях, если эти решения противоречат настоящему Закону; определяет порядок внесения изменений в состав избирательных комиссий;

3) образует избирательные округа, присваивает им наименования и номера;

4) решает вопросы о приписке к избирательному округу избирательных участков, образуемых за пределами Республики Узбекистан;

41) принимает соответствующие документы от политических партий, выдвигающих кандидатов в Президенты Республики Узбекистан;

5) обеспечивает равные условия для участия в избирательной кампании кандидатов в Президенты Республики Узбекистан;

6) определяет порядок участия в избирательной кампании средств массовой информации и их использования в соответствии с настоящим Законом;

7) распределяет денежные средства по избирательным комиссиям; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;

8) устанавливает формы избирательных бюллетеней и листов по выборам Президента Республики Узбекистан, списка избирателей, протоколов избирательных комиссий, других избирательных документов, образцы избирательных ящиков и печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов;

9) заслушивает сообщения представителей государственных органов, политических партий, и других общественных объединений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

10) регистрирует кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, подводит итоги выборов в целом по республике, публикует в печати сообщения об итогах выборов;

101) вручает избранному лицу удостоверение об избрании Президентом Республики Узбекистан, образец которого устанавливается законодательством;

11) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий и выносит по ним окончательные решения;

12) передает органам прокуратуры материалы о нарушениях Закона о выборах Президента Республики Узбекистан, которые влекут за собой уголовную ответственность;

13) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законами Республики Узбекистан.

Окружные избирательные комиссии образуются Центральной избирательной комиссией не менее чем за семьдесят дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее шести других членов комиссии. Персональный состав окружной избирательной комиссии утверждается постановлением Центральной избирательной комиссии.

Окружная избирательная комиссия:

1) осуществляет на всей территории округа контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение;

2) образовывает избирательные участки, устанавливает их нумерацию по округу, публикует их списки с указанием адреса, координирует деятельность участковых избирательных комиссий;

3) обеспечивает равные условия для участия в избирательной кампании кандидатов в Президенты Республики Узбекистан;

4) заслушивает сообщения представителей политических партий, руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории округа, по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

5) наблюдает за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления;

6) распределяет денежные средства по участковым избирательным комиссиям, контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;

7) подводит итоги выборов по округу и представляет данные Центральной избирательной комиссии;

8) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;

9) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Участковые избирательные комиссии образуются окружной избирательной комиссией. Участковая избирательная комиссия образуется не менее чем за сорок дней до выборов в составе пяти-девятнадцати членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря. Если комиссия образуется в составе до семи человек, то избираются председатель и секретарь. Персональный состав участковой избирательной комиссии утверждается решением окружной избирательной комиссии. В необходимых случаях численный состав участковой избирательной комиссии может быть увеличен или уменьшен.

Участковая избирательная комиссия:

1) составляет список избирателей по участку;

2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

3) принимает от избирателей, не имеющих возможность в день выборов находиться по месту своего жительства и участвовать в голосовании, избирательные конверты;

4) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

5) обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков;

6) организует на избирательном участке голосование в день выборов;

7) производит подсчет голосов, поданных на избирательном участке;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;

9) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Общее, что объединяет эти комиссии - независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость во всех действиях!

Члены избирательных комиссий не могут быть членами политических партий.

Надеемся, что предоставленная информация Вам пригодится.

Спасибо за внимание!



Актуальные темы