Вид

A
A
A
Масштаб
Размер шрифта
Специальные возможности
| Вход в личный кабинет | Рус | O'zb | Ўзб | Eng

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Наблюдателям | К списку

Зарубежные эксперты - о выборах в Узбекистане

Проводимые в нашей стране демократические реформы во всех сферах жизни, наглядные и весомые достижения на этом пути вызывают большой интерес во всем мире. Поэтому так велико внимание международной общественности к предстоящим в Узбекистане парламентским выборам, которые станут важным этапом в дальнейшей демократизации нашего общества, модернизации и обновлении страны. Об этом внимании свидетельствует и новый сборник «Зарубежные эксперты об избирательной системе и законодательстве о выборах Республики Узбекистан», подготовленный и недавно выпущенный в свет Центральной избирательной комиссией совместно с издательско-полиграфическим творческим домом «Узбекистон» на русском и английском языках. 


В нем приведены мнения более 100 экспертов, политологов и юристов почти из 30 стран и международных организаций, которые участвовали в целом ряде крупных международных конференций, семинаров и «круглых столов», проведенных в преддверии избирательной кампании, в мае – сентябре этого года, в Ташкенте, Бухаре и Самарканде. Они были организованы под эгидой Центральной избирательной комиссии Республики Узбеки¬стан при содействии международных фондов и зарубежных неправительственных организаций. 

Форумы были посвящены обсуждению и изучению опыта Узбекистана в последовательном и поэтапном осуществлении демократических преобразований, развитии и либерализации избирательного законодательства, практики проведения выборов, их соответствия общепризнанным международным нормам. 

Зарубежные участники в своих выступлениях подчеркивали, что в рамках осуществляемых в Узбекистане масштабных демократических реформ проводится системная и последовательная демократизация избирательного законодательства и выборного процесса. Созданы все необходимые условия для обеспечения открытости, гласности и транспарентности выборов. Их законодательная база, которая постоянно совершенствуется, полностью отвечает международным стандартам. В рамках реализации концепции перехода от сильного государства к сильному гражданскому обществу принимаются эффективные меры по повышению роли политических партий в углублении общественно-политических и экономических реформ. Таким образом, созданная в Узбекистане избирательная система представляет собой прочный механизм для проведения подлинно демократических, открытых и свободных выборов.

В подтверждение этих выводов, сделанных зарубежными экспертами, ниже приводятся выдержки из их выступлений на форумах и интервью корреспондентам УзА, которые более подробно изложены в новом сборнике. 

Кадама Шигеру, профессор Университета Миэ (Япония): «В Узбекистане создана сбалансированная избирательная система, которая предоставляет каждому гражданину страны право выражать свою волю, избирать и быть избранным и тем самым непосредственно участвовать в принятии жизненно важных для государства решений. Инициированный Президентом Узбекистана Исламом Каримовым Конституционный закон «О повышении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» имеет большое значение для углубления демократических реформ, развития многопартийности, усиления социальной и политической активности населения». 

Шахид Таслим, доктор Академии по изучению стран «третьего мира» (Индия): «Анализ правовой базы и выборной системы Узбекистана подтверждает наличие гарантий проведения свободных и честных выборов. Обеспечено надлежащее сочетание проведения подлинно демократических выборов с адекватной, прозрачной и целостной системой избирательного процесса, беспристрастностью и профессиональной квалификацией избирательных органов, равным доступом кандидатов к средствам массовой информации, эффективностью гарантий защиты избирательных прав и свобод участников выборной кампании».

Ева-Мария Хенкель, исполнительный руководитель проектов организации «ABU Consult Berlin GmbH» (Германия): «Система избирательного законодательства Узбекистана отвечает всем требованиям и стандартам международного права в области прав человека. Хотелось бы отметить, что европейские эксперты могут поучиться некоторым достижениям Узбекистана. В стране есть политические конкуренты, которые на равных условиях участвуют в избирательном процессе. Это – важнейший элемент проведения демократических выборов».

Лаура Джозеппина Мажжи, профессор Римского университета «Ла Сапиенца» (Италия): «В стране отмечается дальнейшая демократизация выборов в представительные органы власти. Усиливается роль политических партий, других институтов гражданского общества, СМИ в повышении общественно-политической активности граждан. Между партиями наблюдается реальная конкуренция. В парламенте сформирована оппозиция. У Узбекистана огромный потенциал для дальнейшего прогресса».

Мухаммад Асиф Нур, главный редактор журнала «Diplomatic Insight» (Пакистан): «В Узбекистане институты гражданского общества играют большую роль в демократических преобразованиях. Особо следует подчеркнуть выделение в парламенте 15 мест Экологическому движению. Это возможность для людей, занимающихся проблемами окружающей среды, лоббировать жизненные интересы населения на более высоком уровне и решать проблемы через своих представителей в парламенте».

Минори Окочи, доцент юридического факультета Нагойского университета (Япония): «Введение депутатской квоты для Экодвижения было необходимым в связи с экологической ситуацией в регионе. Теперь оно будет обладать такими же правами в высшем законодательном органе страны, как и политические партии. Это даст, в свою очередь, возможность более эффективно решать вопросы экологии и здравоохранения».

Евгений Слобода, ответственный работник Секретариата СНГ: « Из 56 стран-участниц ОБСЕ 26 не имеют в своих законодательствах института международных наблюдателей. В Узбекистане наблюдателям созданы все необходимые правовые и организационно-технические условия для наблюдения за ходом подготовки к выборам и голосования. Утвержденная Центральной избирательной комиссией Концепция по подготовке и проведению выборов подчеркивает строгую волю комиссии обеспечить подлинные, справедливые, открытые и транспарентные демократические выборы».

Иштван Венцель, координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане: «Предстоящие выборы – очередная фаза в демократизации страны, государственном и общественном строительстве. Проведенные конференции предоставили возможность для рассмотрения вопросов развития политической культуры, участия граждан в политической и государственной деятельности, обмена опытом и мнениями о перспективах развития новых демократий».

Ли Юнг Юнг, главный научный сотрудник Института политических исследований при Национальном университете (Сингапур): «Принимаемые в Узбекистане меры по либерализации и демократизации общества будут способствовать прогрессу и повышению уровня жизни людей. Обеспечение общественно-политической стабильности еще больше повышает эффективность реформ и уверенность граждан в завтрашнем дне».

Сильви д`Изари, главный редактор электронного издания «Les milieux des Empires» (Франция): «Деятельность парламента Узбекистана получает высокую оценку со стороны мирового сообщества. В стране создан четкий юридический механизм, гарантирующий защиту прав и интересов граждан. Тот комплекс законов, который реализуется, представляет, в конечном итоге, ключ к успеху, обеспечивает политическое разнообразие, плюрализм мнений».

Хо Юн На, бывший депутат Народной Ассамблеи (Республика Корея): «Изменения в избирательном законодательстве, парламентской и избирательной системах Узбекистана говорят о стремлении к развитию. Наличие разных политических партий позволяет людям иметь свободный выбор. У вашей страны очень сильный лидер, и я думаю, что под его руководством Узбекистан будет и дальше проводить реформы, в том числе и в сфере парламентаризма».

Аджай Кумар Патнаик, директор Программы российских и центральноазиатских исследований Школы международных исследований Университета имени Дж.Неру (Индия): «После обретения независимости Узбекистан уделяет большое внимание развитию институтов гражданского общества. Предпринят также ряд шагов в целях укрепления законодательной основы многопартийной системы. Узбекистан избрал собственный путь к демократии. Нет единой, совершенной модели демократии. Каждое общество должно выбирать свой путь в соответствии с существующей социально-политической реальностью».

Сергей Толстов, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук (Украина): «У каждой страны собственный путь к демократии, стабильности и успешному развитию. Как показывает практика, наиболее результативным является эволюционный путь, и именно его избрал для себя Узбекистан».

Сантаппу Радхакришнан, почетный секретарь Малайзийской юридической ассоциации АСЕАН: «В независимом Узбекистане с самого начала было установлено фундаментальное, гарантированное законодательством право всех граждан избирать и быть избранным. Один из наиболее важных факторов развития демократии в Узбекистане – свобода мнений. Демократический процесс, проходящий в стране, основан на принципе поэтапности, который обеспечивает сбалансированность и последовательность осуществляемых реформ».

Фред Понсоби, член Палаты лордов (Великобритания): «Независимая система избирательных комиссий во главе с Центральной избирательной комиссией обеспечивает атмосферу реальной свободы, гласности и честности в ходе выборов. Партии и их кандидаты свободно излагают свои взгляды, оценки, платформы. Им гарантируется возможность равного доступа к СМИ. Народ Узбекистана видит и верит в то, что демократический процесс идет».

Бушра Шалаш, член Совета Национального собрания (Египет): «В Узбекистане политическим партиям обеспечивается участие в подготовке и проведении выборов, им предоставлены равные возможности продвигать свои идеи и программы через СМИ. Хотелось бы отметить выделение 30-процентной квоты для женщин при выдвижении политическими партиями кандидатов в депутаты парламента. В Узбекистане созданы все условия для свободы слова, для развития экономики и демократии. Я верю, что в дальнейшем Узбекистан станет великой страной».

Парвиз Морвидж, профессор философии и социальных наук Государственного университета Нью-Йорка (США): «В вашей стране очень развиты СМИ, что важно для демократического государства. Считаю, что это – конкретный результат реформ, осуществляемых в Узбекистане. В стране есть свои особенности демократического развития. Ярким примером их выступает институт махалли. Махалля продвигает идеи демократии среди граждан, является одним из важных демократических механизмов их участия в выборах, выражения интересов народа». 

Кларк Плексико, директор представительства Национального демократического института (США) в Узбекистане: « Большие изменения в политической системе страны очевидны и бесспорны. Многое достигнуто в создании политического фундамента демократии, сильных институтов гражданского общества, прежде всего политических партий. Позитивным является также то, что Центральная избирательная комиссия создает равные возможности кандидатам в депутаты для участия в выборах. При этом СМИ становятся эффективным посредником между кандидатами и электоратом».

Мьюша Север, директор неправительственной организации «Региональный диалог» (Словения): «Выборы являются очень важным шагом в демократическом обновлении, обеспечении участия граждан в политических процессах, управлении страной, возможности свободного волеизъявления. Уверена в их проведении на высоком уровне. За последние годы Узбекистаном многое достигнуто, но это еще не предел, реформы в стране носят динамичный характер».


УзА

10608

25Декабрь 2009


Актуальные темы