Вид

A
A
A
Масштаб
Размер шрифта
Специальные возможности
| Вход в личный кабинет | Рус | O'zb | Ўзб | Eng

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Наблюдателям | К списку

Е.Козяк: «Присутствие национальных наблюдателей от политических партий и инициативной группы избирателей ясно говорит о прозрачности и открытости избирательного процесса

Международный наблюдатель Козяк Евгений Винцентьвич (на избирательном участке №21, г. Нукус) ответил на вопросы корреспондента газеты «Вести Каракалпакстана» Сакена Медетбекова

- Вы находитесь в Узбекистане уже два дня и побывали в избирательных участках города Ташкента. Ваше мнение о представленности предвыборных агитационных материалов на улицах, в транспорте? Их объем достаточен? 
- Сейчас на этот вопрос мне трудно ответить, так как для полной оценки представлению предвыборных агитационных материалов нужен определенный срок для наблюдения. Но скажу, что штат нашей миссии в Узбекистане работает с 10 декабря, и работники миссии осуществили мониторинг хода предвыборной агитации. 
Одно можно сказать определенно: в ходе избирательного процесса навязчивости, перебора, громких возгласов «голосуйте за…» в осуществлении предвыборной агитации не наблюдалось. И это, по-моему, является положительной стороной всего выборного процесса в Узбекистане. А агитационных материалов, по моим коротким наблюдениям, было достаточно. На улицах, в общественных местах, в транспорте каждый избиратель мог ознакомиться с предвыборной программой кандидатов в Президенты, взять для себя нужное и отдать предпочтение тому кандидату, которого он считает достойным управлять страной. 

- По информации Центральной избирательной комиссии, помимо 264 международных наблюдателей, зарегистрированы двадцать три тысячи местных наблюдателей. То есть один из 700 избирателей республики изъявил желание осуществлять мониторинг за выборами. Согласно Закону «О выборах Президента Республики Узбекистан» наблюдатели имеют право участвовать на всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, в частности, присутствовать на избирательном участке в день выборов, наблюдать за ходом подготовительной работы, за размещением и опечатыванием избирательных ящиков для голосования, за выдачей гражданам избирательных бюллетеней, а также присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой избирательной комиссии. Как, с учетом этого, Вы могли бы оценить активность избирателей и степень прозрачности хода голосования в день выборов? 
- Об активности избирателей можно судить по картине, сложенной на избирательных участках. Все они наполнены гражданами, желающими отдать свои голоса за будущее государства. С самого раннего утра у входов избирательных участков толпится народ. Хотя в данный момент трудно ответить на ваш вопрос, но увиденного достаточно, чтобы дать оценку активности избирателей. Присутствие национальных наблюдателей от политических партий и инициативной группы избирателей ясно говорит о прозрачности и открытости избирательного процесса. 

- В соответствии с законодательством Узбекистана, политические партии и инициативные группы избирателей, выдвинувшие кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, не входят в состав ЦИК и избирательных комиссий на местах, но имеют право иметь по одному наблюдателю на каждом избирательном участке в день выборов, наблюдать за ходом подготовительной работы, за размещением и опечатыванием избирательных ящиков для голосования, за выдачей гражданам избирательных бюллетеней, а также присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой избирательной комиссии. В данном контексте, каковы, на Ваш взгляд, плюсы и минусы отсутствия в составах избирательных комиссий всех трех уровней представителей политических партий, выдвинувших своих кандидатов для участия в выборах Президента? 
- То, что члены политических партий и инициативных групп избирателей не могут входить в состав Центральной, окружных и участковых избирательных комиссий, является особенностью законодательства Узбекистана, и я не вижу в этом ничего противоречащего международным требованиям. Если это обстоятельство, то есть отсутствие представителей партий и инициативных групп в составах комиссий не препятствует работе избиркомов, а подчеркивает их равноправие по всем требованиям избирательного законодательства, значит такое явление можно допустить. В других государствах, скажем, в Казахстане, политические партии имеют право назначить одного своего представителя членом избирательной комиссии. Я думаю, никаких нарушений в избирательном законодательстве Узбекистана в этом отношении нет. 

- После парламентских выборов 2004 года в избирательное законодательство Узбекистана были внесены значительные изменения, например, так называемое «положительное» голосование (проставлением отметки «плюс» напротив фамилии предпочтительного), использование прозрачных урн и др. Как в этой связи Вы характеризуете влияние этих изменений на выборные процессы в Узбекистане? - Отмечу, что все эти изменения положительно влияют на прозрачность и открытость выборного процесса. Это свидетельствует о том, что законодательство Республики Узбекистан идет в русле позитивных тенденций и соответствует уровню государств СНГ и зарубежных стран. Отрадно, что законодательство Узбекистана совершенствуется и развивается. 

- Как с точки зрения международного наблюдателя можно оценить техническое и агитационное состояние окружных и участковых избирательных комиссий? Насколько эффективно они выполняют свои задачи? - Техническая оснащенность окружных и участковых избирательных комиссий достаточно высокая. Сейчас я успел посмотреть пять избирательных участков в городе Нукусе и убедился в этом. Теперь собираемся выехать в районы. Надеюсь и там увидеть такую же картину. 
- Как вы оцениваете степень подготовленности председателей и членов участковых избирательных комиссий, их знание выборного законодательства Узбекистана и, соответственно, участие в организации выборов? 
- Никаких недостатков в работе председателей и членов участковых избирательных комиссий по организации выборов я не увидел. А выразить мнение насчет их знаний и подготовленности считаю некорректным. Я уверен, что такая ответственная работа в такой важной кампании возложена на грамотных, знающих свое дело людей. 


ИА «Press-uz.info» 

3779

23Декабрь 2007


Актуальные темы